
Тяговые механизмы, устанавливаемые на транспортные средства, предназначены для буксировки грузовых и легковых прицепов. Существуют несъемные, съемные и условно-съемные виды ТСУ. В первом случае используется фиксированная сварная конструкция.
Условно-съёмный вариант допускает снятие прицепного крюка, который закрепляется при помощи болтов. Съемный механизм оснащается специальной защелкой, которая позволяет быстро сложить крюк. Американские фаркопы имеют форму 4-угольной шахты, в которую помещается дышловый наконечник с запором. В России чаще всего используются ТСУ в виде петли или шара.
Петлевые фаркопы позволяют фиксировать соединение при помощи массивного стального пальца, который продевается через кольцо, расположенное в скобе. Подобными ТСУ оснащают тракторы и иную спецтехнику.
На грузовых автомобилях «ЗИЛ» и «ГАЗ» устанавливаются скобы, которые можно закреплять без использования металлического пальца. Скобяная конструкция имеет повышенную прочность. Подобные механизмы целесообразно использовать в условиях пересеченной местности. Слабым местом скобяного ТСУ является низкая устойчивость к ударным воздействиям, которые вызывают преждевременный износ сцепного механизма.
Шаровые ТСУ, установленные на изогнутом стальном выступе, состоят из крепежного элемента, сцепного механизма и амортизационной системы. Устройства данного типа могут выдерживать интенсивные векторные нагрузки. Диаметр шара составляет 50 мм (европейский аналог имеет диаметр 47,6-58,7 мм). ТСУ изготавливаются с учетом технических требований, указанных в ОСТ 37.001.096-77 и ISO-1103-76. По уровню допустимой нагрузки выделяют следующие типы шаровых сцепных устройств:
Тормозная система шарового фаркопа позволяет сглаживать скоростные перепады на дороге. При замедлении движения происходит срабатывание тормозов за счет давления рычага прицепа на шаровую конструкцию.
Помимо шаровых и скобяных фаркопов существует большое количество самодельных конструкций, которые отличаются по способам крепления и весовым нагрузкам (от 1,5 до 3,5 т). Данные устройства не имеют единого технического стандарта.
Использование самодельных ТСУ связано с определенным риском. Конструкция может не выдержать веса прицепа и расцепиться. Разрушение сцепного механизма приведет к повреждению транспортного средства и станет причиной ДТП.